Анатолий Папанов — один из самых узнаваемых артистов советского театра и…

Анатолий Папанов — один из самых узнаваемых артистов советского театра и кино. «Визитной карточкой» актёра стал его уникальный тембр — низкий, с хрипотцой, принёсший ему всенародную славу. Драматический артист по призванию, Папанов стал знаменит, в первую очередь, как комик: в 60-е годы на весь СССР гремела «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, в которой актёр сыграл недалёкого Лёлика. Дочь Папанова, Елена, рассказывала, что эта роль далась отцу нелегко, и образ Лёлика получился карикатурным лишь потому, что так хотел Леонид Гайдай. Всенародную любовь Папанову также принёс мультфильм «Ну, погоди!, в котором он озвучил того самого Волка. А ведь голоса, за который Папанова полюбили миллионы зрителей, могло бы и не быть. В своё время в ГИТИСе, где учился будущий артист, Папанова старались избавить от, якобы, вульгарных «свистящих шипящих», следствия неправильного прикуса.

Юношей Папанов ушёл на фронт. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. В начале 1942 года он получил тяжёлое ранение под Харьковом, несколько месяцев провёл в госпитале и в 21 год стал инвалидом третьей группы. Взрывом ему серьёзно повредило ногу, были оторваны два пальца. Вернувшись с войны, Папанов отправился в ГИТИС. Там ему сообщили, что набор студентов уже закончен, и посоветовали идти сразу на второй курс, где катастрофически не хватало мужчин. Папанов усердно занимался с педагогом и через несколько месяцев уже ходил без палочки. После окончания института ему предложили работу во МХАТе, однако актёр отказался и вместе со своими однокурсниками уехал в литовский город Клайпеду — создавать новый театр. В 1948 году Папанов стал актёром московского Театра сатиры, где прослужил 40 лет и за это время воплотил 50 образов.

Одной из самых запоминающихся ролей в кино для Папанова стал образ Семицветова в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Практически каждая фраза, сказанная им в этом фильме, стала легендарной. «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Ты вообще живёшь на свете по доверенности! Ничего у тебя нет! Ты — голодранец!», «Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками, а за взятки не то что зятя — родную дочь сотру в порошок!» — эти и другие фразы, брошенные его героем, помнят и повторяют при удобном случае по сей день. Нельзя не вспомнить фильм «Приходите завтра», где Папанов сыграл скульптора Николая Васильевича — человека тонкого и очень ранимого. Режиссёр Евгений Ташков запретил актёру озвучивать своего героя, посчитав, что его голос не подходит для столь положительного персонажа, и озвучил его сам. Последней работой Папанова в кино стала роль в фильме режиссёра Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…», в котором он сыграл политического ссыльного Копалыча. За эту картину артист был посмертно удостоен Государственной премии СССР.
По словам друзей и близких, Папанов был очень скромным человеком и не любил, когда его узнавали. Выходя на прогулку, он всегда надевал большие тёмные очки, пониже натягивал берет и кутался в длинный плащ. Однако скрыться от поклонников всё равно не удавалось. С выходом на экраны «Ну, погоди!» и «Бриллиантовой руки» отбоя от поклонников и поклонниц и вовсе не стало. Люди запросто могли подойти к нему и потребовать сказать что-нибудь «фирменное», например, «Ну, заяц, погоди!», или «Береги руку, Сеня!».

Жизнь актёра оборвалась внезапно, на 65-м году жизни. Он умер в своей квартире от сердечного приступа, принимая холодный душ. В это время в доме была отключена горячая вода. Анатолий Дмитриевич Папанов похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *